wsn01 (wsn01) wrote,
wsn01
wsn01

Прогулки по Москве: Пл. Гагарина - Пушкинская - Крымская - Якиманская набережные

Сейчас я часто брожу по Москве и мои маршруты становятся всё длиннее и длиннее. Например, пройти от метро «Менделеевская» через Пушкинскую площадь, Тверскую, Красную площадь и далее по набережным до площади Гагарина – для меня стало обычным делом и занимает всего два с половиной часа. С моими прогулками Москва становится всё меньше и меньше. Я вдруг понимаю, что она не такая уж и большая как кажется.

Сегодня мы пройдемся по одной из набережных Москвы, заглядываясь ну совсем на безделушки, который украшают или уродуют город.



Начнем, пожалуй, наоборот, от площади Гагарина. И я стою перед двумя огромными зданиями №№ 30 и 37а по Ленинскому проспекту. Здания настолько большие, а точек фотографирования так мало, что пришлось воспользоваться Яндекс – панорамы, чтобы показать размах этой площади. Тем более, что здесь запечатлен один из немногих моментов, когда на проспекте нет машин.



А, собственно, почему они стоят здесь?



В это верится с трудом, но причиной этого был аэропорт Внуково.
До Великой Отечественной Войны основным гражданским аэропортом был Центральный аэропорт на Ходынском поле. Недаром туда протянули вторую очередь московского метро (станция «Аэропорт»). Москва разрасталась и город подошел к аэропорту слишком близко. Поэтому было принято построить третий московский аэропорт (после Ходынки и Быково). Для гражданских самолетов Внуково открылся после войны, в 1945 году. Но, я помню те времена, когда на регистрацию необходимо было приезжать в Аэровокзал около м. «Аэропорт», а оттуда на автобусах везли во Внуково. Да, я такой древний! 😊
У «Внуково» особый статус — все высокопоставленные гости, начиная от секретарей ЦК КПСС до глав иностранных государств пользовались именно этим аэропортом.
И эти VIP персоны должны были въезжать в Москву красиво! Поэтому с Большой Калужской улицы (сейчас Ленинский проспект») были убраны трамваи, асфальт здесь лежал по особенному. Проект домов разрабатывался еще до войны, но приступить к строительство смогли много позже.
В то время, в 1953 году, эти дома были построены практически на границе Москвы – она шла по нынешнему МЦК, захватывая пару улиц Черемушек (официальная граница Москвы обозначена черной штрих-пунктирной линией на карте ниже. (Здесь есть расхождения официальной информации и Википендии. Википендия говорит, что дома построили в 1948 (дом 37а) и в 1950 (дом 30). В других источниках говорится о 1953 годе).



http://moscowchronology.ru/citymaps.html
В 1953 году в эту часть города еще не дошла ни одна из линий метро и именно от этих домов начиналось Калужское шоссе.
Поэтому эти два дома, как парадный въезд, строили основательно и по классической схеме: полукруглые, огибающие площадь крылья и башенки ближе к проспекту. Пишут, что вначале башни должны быть выше. А на вершине должны были быть установлены большие скульптуры колхозницы (ну кого же еще) и ???.
Как всегда, проект был урезан, высота башен снизилась до 14 этажей и вместо одной скульптуры поставили несколько.
Дом 37 был построен раньше и посвящен мирному труду.
Дом 30, который был построен позднее, посвящен армии.
В общем, ничего неожиданного в этом нет – эта тема обыгрывается в советской архитектуре достаточно часто.
Если говорить серьезно – мне кажется, архитекторы Е. А. Левинсон, И. И. Фомин, повторили стиль и оформление главной на то время улицы Москвы – ул. Горького (сейчас Тверская). Не забывайте, Нового Арбата еще не было!
На улице Горького на домах также были установлены скульптуры. После падения одной из них на людей их убрали с крыш. И поэтому здесь, на Ленинском проспекте, глядя на дома 37 и 30 мы можем представить как выглядела улица Горького во времена Сталина.
Но мы можем видеть, что будет со скульптурой, если за ней не следить: рабочий стал заваливаться назад (и это хорошо, что не вперед вниз – иначе он точно прибьет кого-нибудь).


Когда я бросил взгляд на его соседку, то мне вначале показалось, что у нее ветром унесло платье.


Но нет, поработав объективом я обнаружил, что колхозница находится на стадии глубокой старости и еще чуть-чуть, проржавеет арматура, на которой она держится, и статуя просто развалится.


Здание №30 выглядит покрепче (это логично – армии всегда достается больше денег), скульптуры выглядят гораздо сохраннее и кажется, что они довольны своей скульптурной жизнью.


Погодите, погодите… А компания военных-то гораздо больше, чем гражданских на соседнем здании! Сравните:



Да и военное здание гораздо красивее отделано.





Что стоят колонны, которые очень похожи на звук фанфар!


Вокруг этих двух зданий можно ходить и ходить, разбирая интересные детали. А если еще учесть, что одно из зданий строил Солженицын, когда был зэком, где-то и когда-то в них жили миллиардер Березовский и певец Андрей Макаревич.

Но, давайте пойдем дальше. Правда, идти придется по дороге, так как здесь напрочь забыли про тротуары, внимательно следя за паркующими автомобилями.


Здесь же и вход на детскую зону парка. Но мы продолжаем идти вдоль дороги. Между стеной дороги и забором парка вдруг обнаруживается довольно широкий и удобный тротуар, который ведет к Москва-реке.
Давайте на пару минут повернем налево по тротуару на смотровую площадку РАН. Контраст уведенного вас поразит.
Вот так построили в середине 17го века Андреевский монастырь, который был создан с училищем «ради обучения словенороссийского народа детей». И также красиво построили в середине 20го века, во времена Сталина, Московский Государственный Университет.
Во времена Хрущева построили красивый мост. Качество подкачало – пришлось потом переделывать, но дизайн – он и сейчас выглядит современным.


А потом настали тяжелые времена и было построено нечто – здание Президиума РАН. Строилось около 20 лет! Это один из ужасов нашего городка. Как только не называют москвичи это здание: «флакон» (уж очень похож на флакон с духами), «мозги». Не знаю, как там внутри, но нашлёпка здания…


Еще раз взглянем на церковь Андрея Стратилата, отделанную белорусскими изразцами.



Мы разучились вкладывать душу в работу?

Судьба Андреевского монастыря очень интересна и заслуживает отдельного разговора. Поэтому давайте возвращаться на «маршрут» и спускаться к реке. Тем более кроме крыш свежепостроенных домов для академиков (интересно, там реально живут реальные академики?) построенных на монастырском кладбище, ничего другого вы не увидите.
Перед лестницей открывается достаточно интересный вид на вечно стоящее ТТК (Третье Транспортное Кольцо) и почти бесшумно скользящие электрички МЦК (Московское Центральное Кольцо). Вдали виден комплекс Москва-Сити. И именно с этой точки он не слишком портит вид.


Будьте только осторожны. Строители устроили квест для мамочек с колясками. Для инвалидов, я думаю, эта лестница будет смертельной. Вот смотрите: это реально спуститься по этим направляющим четыре спуска, не имея ни с правой ни с левой стороны перил? Представьте себя матерью с коляской. КАК? Ну как Вы будет спускаться по такой лестнице? Или подниматься? Как Вы попадете к реке или на переход на мост?



Дальше вроде бы выглядит лучше:



Появилась одна перила (извините за мой язык, но по другому ЭТО назвать нельзя) и если вы не левша, то она будет у вас под левую руку. И… пропали железные направляющие. Теперь вам надо будет не только держать коляску, но еще и направлять, чтобы она не соскочила у вас с ровной поверхности на ступеньки.
А тут еще СЮРПРАЙZ!!! До перилы надо еще добраться! Она не начинается с начала!



По-хорошему, надо делать перила с двух сторон направляющих для колес, чтобы можно было использовать обе руки. А, по-человечески, надо было сделать лифт, которым смог бы пользоваться любой.

Извините, наболело. Кто проектировал эту мелочь (это же не ракета, не мост) он думал, для кого он этот спуск создает? Как пользоваться той вещью, которую он сотворил? Здесь не надо привлекать высокие технологии Запада, ни рукодельность китайских мастеров. Здесь надо было просто подумать.

Хорош причитать… Посмотрите какая красота вокруг!

Большинство москвичей лишены одной малости – увидеть горизонт. Москвичи всегда находится между домов, которые становятся всё выше и выше. Знаменитые семь московских холмов не позволяли видеть ширь, почувствовать себя наедине с природой уже лет сто назад.
Повезло питерцам – у них есть Нева и Финский залив, в Нижнем Новгороде – Ока и Волга. Да что там крупные города. В большинстве городов есть места, где можно выйти «на простор».
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру…» - лучше классика не скажешь.
У москвичей таких мест нет. Ну, смотровая площадка на Воробьевых горах. Еще – Коломенское. Остальные площадки застроены. Конечно, если у тебя апартаменты на высоте метров двести – ты что-то и увидишь. Но вот я выглядываю из окна своей квартиры на десятом этаже и взгляд упирается в соседние дома. Хотя нам еще и повезло – до них метров сто, а то и двести.
Наверное, одна из причин, почему москвичи так рвутся на море при любой возможности - это возможность увидеть горизонт не только на заставке дисплея.
Москва-река дает ощущение простора.



Мы с вами идем по пешеходной части Пушкинской набережной, поэтому большинство достопримечательностей Нескучного сада остаются невидимыми для нас. А противоположная сторона видится отлично.



Вот комплекс жилых домов, построенных в 1957-58 годах архитектором Е.П.Вулых. Вроде бы – ничего интересного. Но огромные плоскости стен заставляли искать решения разнообразить плоскости. Поэтому на стене созданы еще дома. Дом 44 с.2:



Ничего не напоминает? Домик в Кусково? Почти дома Амстердама!

С сайта http://turpogoda.ru

А вот дом 38/1



Архитектор, Хороший архитектор, всегда стремится разнообразить свои дома. Дома почти одинаковые, но они разные! По моему мнению, такие вариации в постройке как различное исполнение одной и той же мелодии.
Там, на противоположной стороне, есть несколько таких пар домов. Некоторые из них очень различаются друг от друга. А приглядевшись, подумаешь: «Батенька, да ваш брат стоит совсем рядом!». Попробуйте сами найти другие пары – уверяю Вас это будет интересно.

Мы прошли несколько прудов, а вот в небольшой овражек Нескучного сада надо обязательно заглянуть. В 18 веке его не засыпали, а сделали несколько мостов. Не мосты, а так – безделица. Они сейчас никуда и не ведут – упираются в забор очередного здания Президиума РАН.
Но – получается уютно.





Где-то на просторах интернета я читал разгромную статью о том, что эти мосты показывают как мы отставали от передового опыта мостостроения еще тогда, 200 лет назад. Честно – когда я нахожусь в этом овражке мне меньше всего хочется думать об истории мостостроения.
По этой же тропинке, кстати, можно пройти в Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.

Чуть дальше по набережной находится розарий с фонтаном. Ты как будто попал в 30е года прошлого века.


А на самой набережной стоит странный водолаз



В 1937 году Вера Мухина, автор знаменитых «Рабочий и колхозница», решила создать необычную статую водолаза огромного размера, которая использовалась как маяк около Балаклавы. Высота этого водолаза составила бы сорок!!! метров (для сравнения: высота Спасской башни Кремля – 71 метр). В шлеме находился бы сам маяк и радиостанцию.
Абсурд? С сегодняшней точки зрения – да. Но в 20х – 30х годах архитектура понималась как буквальное исполнение. Построили же в Москве на Красных воротах здание-паровоз для РЖД. А что стоил Дворец Советов?
Но, как-то это дело у Мухиной не задалось. И построил модель-версию маяка Леонид Тишков в 2016 году. И сейчас водолаз показывает в направление Кремля.



Храм святителя Николая Мирликийского в Хамовниках выглядит как будто в рамочке из домов. Но вот – задний план… С другой стороны, для кого-то это будет удачный кадр совмещения прошлого и новой Москвы.



В парке Горького почти греческие вазы. Классика!


Почти 😊



Просто - интересный типаж.



Мы вышли из парка Горького и перешли с Пушкинской на Крымскую набережную, на территорию Музеона. Если вы хотите приобщиться к живописи – очень интересная выставка-продажа. Мы с женой очень любим пройтись и посмотреть. Конечно, есть и халтура (она и должна быть). А есть интересные мысли, сюжеты, техника. Так как художников много, то всегда открываешь для себя что-то новое. В середине павильона находится кафешка и бесплатные туалеты (они также есть и около велосипедной дорожки).



Многих развлекает "сухой" фонтан, который временами вырывается из-под асфальта. И чем жарче погода, тем больше желающих проскочить через фонтан





Дальше на тротуаре идет большая лужа. Не знаю, сделали ее специально такой или она образовалась случайно. Она никогда не просыхает и этому рады вороны, которые размачивают подобранные корки.





А дальше идет зона цветников. Вроде простые цветы и дорожки – а создается ощущение уюта. Здесь хочется быть, гулять, просто сидеть и наблюдать за прохожими.



Вы не смотрите, что у меня на фотографиях мало народа. Если вы действительно хотите пройтись и отдохнуть, то надо идти или в рабочий день или в выходные в часов 9-10 утра. Вот тогда будут и свободно гуляющие малыши и бегущие спортсмены.
Но, не дай бог, вам выйти на прогулку по этому маршруту днем в субботу или в воскресенье. Толпы народа идут так плотно, что вы не видите асфальта. Звук жующих, пьющих, пакетов, воплей и каждый третий несет с собой «музыку». Музыку обычно тащит существо мужского пола любого возраста, который полагает, что его музыка всем приятна. В итоге: ни поговорить, ни подумать.
Помните, лет 40 назад такой же народ таскал магнитолы и качал мускулы. Сейчас проще с весом – «музыка» стала легче. И вспомните теорию марксизма-ленинизма о развитии по спирали. Классики были правы.

Как отличить москвичей от не москвичей (которые могут жить в Москве уже не один год)? Один из способов: почему-то немосквичка, увидев клумбу, считает, что именно ее красоты не хватает в этой клумбе. И она лезет вглубь цветов, давя всё вокруг. После наплыва народа в воскресенье, клумбы все помяты, везде «следы неведомых зверей». За границей большинство российских и украинских женщин ведут себя точно так. Этого не было еще лет пять назад! Откуда это?
Поэтому, если я вижу тетку килограмм под 150 на клумбе в Испании или Германии – я точно знаю, откуда она.
Вот один из наиболее щадящих примеров:



Чем девушку не устраивал тротуар? Когда мы с женой в первый раз увидели это, мы попытались остановить людей. И нас подняли на смех!
Может быть, пора сделать как сделано в садах Кью, в Лондоне? Там очень красивые клумбы, а земля между цветами засыпана навозом, который прикрыт соломой. Солома не дает распространятся запаху. Но, если кто-то полезет в клумбу, весь навоз будет у него на обуви.

В этом году бордюры от газонов отделили камешками, чтобы земля от дождей не выходила на тротуары. Народ решил, что эти камешки привезли для его творчества и начал выкладывать надписи.

Я понимаю великую любовь Саши и Марлены и прочих других… Но достоин ли газон их любви?
Каждый понедельник бригады рабочих возвращают камни на место, потому что косить газон невозможно, под камнями погибает трава и…  до следующего воскресенья.

Вы не устали?
А вот самый ужасный памятник Москвы, на мой взгляд. Почему – ужасный?


1.       Своей величиной он подавил все дома вокруг.
2.       Памятник «не читается». Вы хорошо различаете Петра первого? Если прищурить глаза, та вы увидите что-то похожее на ёлку. Ладно-ладно, у вас может быть другое мнение – искусство все понимают по-разному.
3.       Петр не любил Москву. Он ее ненавидел. Здесь он боролся с Софьей, здесь бунтовали против него. Зачем его сюда поставили?
4.       Он стоит на кораблях. Помилуйте, какие корабли Петра первого в Москва-реке? А потом, обычно, на памятниках такого вида, стоят на вражеских кораблях. Получается, Петр первый победил российский флот?
5.       Кому он так грозит? Вроде бы Балтийское море в другой стороне и шведы далековато? Или зданию Президиума РАН?
6.       Что за бумагу он держит в руках? Сертификат ISO 9001, о том что он может управлять страной?

Нет, вот с этого ракурса, он мне нравится больше.



А вот с этого – еще больше: два корабля на встречных курсах.



Эти «Дед Мазай и зайцы» скульптора А.Н.Таратынова – одна из моих любимых. Она совершенно разная в разное время года. Ее можно разглядывать и разглядывать. Только вот уши растаскивают на сувениры...





В Музеоне очень большая коллекция скульптуры. Некоторые из них – откровенная халтура, а к некоторым хочется приходить снова и снова. Я обязательно проведу вас по Музеону. Не гарантирую, что смогу показать всё, но…
Мы с вами дошли до Якиманской набережной, которую сейчас отреставрировали и привели в очень приличный вид. И сейчас всё больше народа проходит с Красной площади по набережным до парка Горького.
Я попрошу Вас заглянуть во двор 4го Голутвинского переулка. Здесь вы найдете очень интересные решения.
Смотрите, вроде бы обычный дворик:



Но в окнах идет совсем необычная жизнь.





Другие окна я не стал показывать. Захотите посмотреть – приходите. В Таррагоне к такой же стене ведут туристов, а тут я был совершенно один.

Тем более здесь есть еще одно интересное решение: не стали сносить стену старого дома. Фотография не передает ощущение дома-призрака. Я еще не нашел освещение и точку съемки, которая меня бы устраивала.



Возвращаясь обратно на Якиманскую набережную, поглядите на стену углового дома:



Ничего не замечаете?
А так?



Да, это одна из немногих, сохранившихся табличек с отметкой катастрофического наводнения в Москве в апреле 1908.
Многие знают о нагонных наводнениях в Санкт-Петербурге. А вот, что Москва-река умеет бунтовать, знают не многие. Проблема Москва-реки в том, что она очень неглубокая и узкая, поэтому она не может пропустить одновременно много воды. В 1908 году случилось так, что зима была очень снежной, а весна была очень дружной и дождливой. Каждый день выпадало 146% осадков (шучу, конечно) и Москва-река просто не смогла пропустить всю воду через себя – уровень воды поднялся почти на 11 (одиннадцать!) метров (Википендия говорит о 8,9м – не верьте. По документам – 10,8м). Чтобы вы смогли представить масштаб наводнения – был залит Павелецкий вокзал, причем так неожиданно, что вагоны не успели отогнать и они всплыли с рельс.
Потом еще были наводнения в 1926 и в 1931 годах. Но это уже другая история.

А в это время в Водотводном канале проходили соревнования уток в синхронном плавании. Мне удалось понаблюдать за несколькими выступлениями смешанных пар. Кажется, получилось красиво.



Ну вот и всё на сегодня.
Мы с вами на Патриаршем мосту и до метро «Кропоткинская» всего метров шестьсот.



Прогулка по этому маршруту занимает часа два медленным шагом, а пост я писал три дня.
Сколько еще осталось нерассказанного. Так что есть возможность пройтись по этому маршруту и второй раз.

До встречи.

Другие прогулки:

2017, Крутицкое подворье
2015, Музеон
2004, Манеж после пожара
1987, Москва, день города
1981, 9 мая, у Большого театра
1967, 3D фотографии Москвы (открытки)

Станции метро






Tags: moscow, Крымская набережная, Москва, Музеон, Прогулки по Москве, Пушкинская набережная, Якиманская набережная
Subscribe

  • Праздник Трех Королей в Испании

    Прошло семейное Рождество, и испанцы готовятся к «Королям». А если говорить точнее, к празднику Трех Королей, а если еще точнее: Da de…

  • Зима в Испании

    Мы очень любим отдыхать в Испании зимой. В этом году – не получилось… Что ж, воспользуюсь своим архивом и расскажу, чем зимняя Испания…

  • Отправляясь в Испанию...

    СПАСАТЕЛИ В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ ВО ЧТО ПРИДУМАЛИ! 🔵 Власти Испании разработали ряд ИНСТРУКЦИЙ ДЛЯ сотрудников СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ НА местных ПЛЯЖАХ,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments